Постановлением Правительства РФ от 02.03.2017 года №245 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которых дополнен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. Среди прочих видов государственного контроля (надзора) в перечень включены: государственный земельный надзор, государственный фитосанитарный контроль (надзор), федеральный государственный ветеринарный надзор. С 2017 года Россельхознадзором в части земельного надзора в качестве пилотного проекта реализуется риск-ориентированный подход при планировании надзорной деятельности. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица к определенным категориям риска причинения непосредственного вреда почвам как объекту охраны окружающей среды. Ключевые цели программы – снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций. Срок реализации приоритетной программы – с декабря 2016 года по 2025 год. Контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учётом истории поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 году за счёт внедрения риск-ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на 30%. И в 2018 году не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах высоких категорий риска. Отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как: отсутствие нарушений по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в предыдущих периодах, окончание 3-летнего срока со дня регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, наличие нарушений по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в предыдущих периодах при условии исполнения предписаний, наличие нарушений по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в предыдущих периодах при условии неисполнения предписаний, препятствие проведению проверки и другие. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 №1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре". Риск-ориентированный подход будет применяться при планировании проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в рамках государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Постановлением установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска, периодичность проведения плановых проверок установлена не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет. В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска. |